Главная Новости Продукция Информация Партнеры Контакты Заказ Продукции Прайс-листы О Компании
Сибнефтехим

Дизельные топлива

Дизельное топливо предназначено для быстроходных дизельных и газотурбинных двигателей наземной и судовой техники. Условия смесеобразования и воспламенения топлива в дизелях отличаются от таковых в карбюраторных двигателях. Преимуществом первых является возможность осуществления высокой степени сжатия (до 18 в быстроходных дизелях), вследствие чего удельный расход топлива в них на 25-30 % ниже, чем в карбюраторных двигателях. В то же время дизели отличаются большей сложностью в изготовлении, большими габаритами. По экономичности и надежности работы дизели успешно конкурируют с карбюраторными двигателями.

Основные эксплуатационные показатели дизельного топлива:

  • цетановое число, определяющее высокие мощностные и экономические показатели работы двигателя
  • фракционный состав, определяющий полноту сгорания, дымность и токсичность отработавших газов двигателя
  • вязкость и плотность, обеспечивающие нормальную подачу топлива, распыливание в камере сгорания и работоспособность системы фильтрования
  • низкотемпературные свойства, определяющие функционирование системы питания при отрицательных температурах окружающей среды и условия хранения топлива
  • степень чистоты, характеризующая надежность работы фильтров грубой и тонкой очистки и цилиндро-поршневой группы двигателя
  • температура вспышки, определяющая условия безопасности применения топлива в дизелях
  • наличие сернистых соединений, непредельных углеводородов и металлов, характеризующее нагарообразование, коррозию и износ

Ассортимент, качество и состав дизельных топлив

Нефтеперерабатывающей промышленностью вырабатывается дизельное топливо по ГОСТ 305-82 трех марок:

Л - летнее, применяемое при температурах окружающего воздуха выше 0 °С

З - зимнее, применяемое при температурах до -20 °С (в этом случае зимнее дизельное топливо должно иметь заст < -35 °С и п < -25 °С), или зимнее, применяемое при температурах до -30 °С, тогда топливо должно иметь заст < -45 °С и п <-35 °С)

А - арктическое, температура применения которого до -50 °С. Содержание серы в дизельном топливе марок Л и З не превышает 0,2 % - для I вида топлива и 0,5 - для II вида топлива, а марки А - 0,4 %

Для удовлетворения потребности в дизельном топливе разрешаются по согласованию с потребителем выработка и применение топлива с температурой застывания 0 °С без нормирования температуры помутнения. В соответствии с ГОСТ 305-82 принято следующее условное обозначение дизельного топлива: летнее топливо заказывают с учетом содержания серы и температуры вспышки (Л-0,2-40), зимнее - с учетом содержания серы и температуры застывания (З-0,2-минус 35).

В условное обозначение на арктическое дизельное топливо входит только содержание серы: А-0,2.

Дизельное топливо (ГОСТ 305-82) получают компаундированием прямогонных и гидроочищенных фракций в соотношениях, обеспечивающих требования стандарта по содержанию серы. В качестве сырья для гидроочистки нередко используют смесь среднедистиллятных фракций прямой перегонки и вторичных процессов, чаще прямогонного дизельного топлива и легкого газойля каталитического крекинга. Содержание серы в прямогонных фракциях в зависимости от перерабатываемой нефти колеблется в пределах 0,8-1,0 % (для сернистых нефтей), а содержание серы в гидроочищенном компоненте - от 0,08 до 0,1 %

Характеристики дизельного топлива (ГОСТ 305-82)
Показатели Норма для марок
Л З А
Цетановое число, не менее 45 45 45
Фракционный состав:
   50 % перегоняется при температуре, °С, не выше 280 280 255
   90 % перегоняется при температуре (конец перегонки), °С, не выше 360 340 330
Кинематическая вязкость при 20 °С, мм²/с 3,0 - 6,0 1,8 - 5,0 1,5 - 4,0
Температура застывания, °С, не выше, для климатической зоны:
   умеренной -10 -35 -
   холодной - -45 -55
Температура помутнения, °С, не выше, для климатической зоны:
   умеренной -5 -25 -
   холодной - -35 -
Температура вспышки в закрытом тигле, °С, не ниже:
   для тепловозных и судовых дизелей и газовых турбин 62 40 35
   для дизелей общего назначения 40 35 30
Массовая доля серы, %, не более, в топливе:
   вида I 0,2 0,2 0,2
   вида II 0,5 0,5 0,4
Массовая доля меркаптановой серы, %, не более 0,01 0,01 0,01
Содержание фактических смол, мг/100 см³ топлива, не более 40 30 30
Кислотность, мг КОН/100 см³ топлива, не более 5 5 5
Йодное число, г I2/100 г топлива, не более 6 6 6
Зольность, %, не более 0,01 0,01 0,01
Коксуемость 10 %-ного остатка, %, не более 0,20 0,30 0,30
Коэффициент фильтруемости, не более 3 3 3
Плотность при 20 °С, кг/м³, не более 860 840 830

Примечание.
Для топлив марок Л, З, А: содержание сероводорода, водорастворимых кислот и щелочей, механических примесей и воды - отсутствие, испытание на медной пластинке - выдерживают.


Дизельное экспортное топливо (ТУ 38.401-58-110-94) - вырабатывают для поставок на экспорт, содержание серы 0,2%. Исходя из требований к содержанию серы, дизельное экспортное топливо получают гидроочисткой прямогонных дизельных фракций. Для оценки его качествапо требованию заказчиков определяют дизельный индекс (а не цетановое число, как принято ГОСТ 305-82). Кроме того, вместо определения содержания воды и коэффициента фильтруемости экспресс-методом устанавливают прозрачность топлива при температуре 10°С.
Характеристики дизельного экспортного топлива (ТУ 38.401-58-110-94)

Показатели

Норма для марок

ДЛЭ

ДЗЭ

Дизельный индекс, не менее

53

53

Фракционный состав: перегоняется при температуре, °С, не выше:

   50 %

280

280

   90 %

340

330

   96 %

360

360

Кинематическая вязкость при 20 °С, мм²/с

3,0-6,0

2,7-6,0

Температура, °С:

   застывания, не выше

-10

-35

   предельной фильтруемости, не выше

-5

-25

   вспышки в закрытом тигле, не ниже

65

60

Массовая доля серы, %, не более, в топливе:

   вида I

0,2

0,2

   вида II

0,3

-

Испытание на медной пластинке

Выдерживает

Кислотность, мг КОН/100 см³ топлива, не более

3,0

3,0

Зольность, %, не более

0,01

0,01

Коксуемость 10 %-ного остатка, %, не более

0,2

0,2

Цвет, ед. ЦНТ, не более

2,0

2,0

Содержание механических примесей

Отсутствие

Прозрачность при температуре 10 °С

Прозрачно

Плотность при 20 °С, кг/м³, не более

860

845



Зимние дизельные топлива с депрессорными присадками. С 1981 г. вырабатывают зимнее дизельное топливо марки ДЗп по ТУ 38.101889-81. Получают его на базе летнего дизельного топлива с tп = -5 °С. Добавка сотых долей присадки обеспечивает снижение предельной температуры фильтруемости до -15 °С, температуры застывания до -30 °С и позволяет использовать летнее дизельное топливо в зимний период времени при температуре до -15 °С.

Для применения в районах с холодным климатом при температурах -25 и -45 °С вырабатывают топлива по ТУ 38.401-58-36-92. Согласно техническим условиям получают две марки топлива: ДЗп-15/-25 (базовое дизельное топливо с температурой помутнения -15 °С, товарное - с предельной температурой фильтруемости -25 °С) и арктическое дизельноетопливо ДАп-35/-45 (базовое топливо с температурой помутнения -35 °С, товарное - с предельной температурой фильтруемости -45 °С).

Экологически чистое дизельное топливо выпускают по ТУ 38.1011348-89. Технические условия предусматривают выпуск двух марок летнего (ДЛЭЧ-В и ДЛЭЧ) и одной марки зимнего (ДЗЭЧ) дизельного топлива с содержанием серы до 0,05 % (вид I) и до 0,1 % (вид II).

С учетом ужесточающихся требований по содержанию ароматических углеводородов введена норма по этому показателю: для топлива марки ДЛЭЧ-В - не более 20 %, для топлива марки ДЗЭЧ - не более 10 %. Экологически чистые топлива вырабатывают гидроочисткой дизельного топлива, допускается использование в сырье гидроочистки дистиллятных фракций вторичных процессов.

Городское дизельное топливо (ТУ 38.401-58-170-96) предназначено для использования в г. Москве. Основное отличие городского дизельного топлива от экологически чистого - улучшеное качество благодаря использованию присадок (летом - антидымной, зимой - антидымной и депрессорной). Добавка присадок в городское дизельное топливо снижает дымность и токсичность отработавших газов дизелей на 30-50 %.Депрессорные присадки, улучшающие низкотемпературные свойства топлива представляют собой, в основном, сополимеры этилена с винилацетатом зарубежного производства.

Европейский стандарт EN 590 действует в странах Европейского экономического сообщества с 1996 г. Стандарт предусматривает выпуск дизельных топлив для различных климатических регионов. Общими для дизельных топлив являются требования по температуре вспышки - не ниже 55 °С, косуемости 10 %-ного остатка - не более 0,30 %, зольности - не более 0,01 %, содержанию воды - не более 200 ррm, механических примесей - не более 24 ррm, коррозии медной пластинки - класс 1, устойчивости к окислению - не более 25 г осадка/м3.В 1996 г. в Европе введены ограничения на содержание серы в дизельных топливах - не более 0,05 %. Таким требованиям отвечают отечественные ТУ 38. 1011348-89.

Характеристики зимних дизельных топлив с депрессорными присадками

Показатели

Нормы для марок

ДЗп

ДЗп-15/-25

ДАп-35/-45

ТУ 38.101889-81

ТУ 38.401-58-36-92

Цетановое число, не менее

45

45

40

Фракционный состав:
   перегоняется при температуре, °С, не выше:

   50 %

280

280

280

   90 % (конец перегонки)

360

360

340

Кинематическая вязкость для дизелей общего назначения при 20 °С, мм2/с

3,0 - 6,0

1,8 - 6,0

1,5 - 5,0

Температура, °С, не выше:

   застывания

-30

-35

-55

   помутнения

-5

-15

-35

   предельной фильтруемости

-15

-25

-45

Температура вспышки в закрытом тигле, °С, не ниже:

   для дизелей общего назначения

40

40

35

   для тепловозных и судовых дизелей

62

35

30

Массовая доля серы, %, не более, в топливе:

   вида I

0,2

0,2

0 ,2

   вида II

0,5

0,5

0,4

Массовая доля меркаптановой серы, %, не более

0,01

0,01

0,01

Концентрация фактических смол, мг/100 см³ базового топлива, не более

40

-

-

Кислотность, мг КОН/100 см³ топлива, не более

5

5

5

Йодное число, г I2/100 г топлива, не более

6

5

5

Зольность, %, не более

0,01

0,01

0,01

Коксуемость 10 %-ного остатка, %, не более

0,3

0,2

0,2

Коэффициент фильтруемости, не более:

   для базового топлива

2,0

-

-

   для топлива с присадкой

3,0

3,0

3,0

Плотность при 20 °С, кг/м³, не более

860

860

840

Цвет, ед. ЦНТ, не более

2,0

2,0

2,0


Примечание. Для топлив всех марок: содержание сероводорода, водорастворимых кислот и щелочей, механических примесей и воды - отсутствие; испытание на медной пластинке - выдерживают.

Copyright © 2005-2024 Сибнефтехим
E-mail: info@sibneftehim.ru
Тел./факс (3812) 36-10-90, 38-80-60