Моторные масла
Масла для дизелей
Дизели отличаются от других двигателей внутреннего сгорания большим разнообразием конструкций, способов смесеобразования, назначений, условий эксплуатации и чрезвычайно широким диапазоном агрегатных мощностей (от нескольких киловатт до десятков тысяч). Поэтому ассортимент дизельных масел значительно различается по предъявляемым к ним требованиям и эксплуатационным свойствам. Важнейшие критерии, определяющие выбор смазочного масла, - тип и назначение дизеля, уровень его форсирования, степень жесткости условий эксплуатации, вид и качество применяемого топлива. Инструкции по эксплуатации техники содержат информацию о допущенных к применению марках масел, регламентах обслуживания смазочных систем дизелей, включая сроки замены или показатели предельного состояния масел.
Все дизельные масла содержат присадки, вводимые в дистиллятные, компаундированные или остаточные базовые масла селективной очистки, выработанные из малосернистых или сернистых нефтей. Диапазон уровней эксплуатационных свойств дизельных масел охватывает все группы классификации ГОСТ 17479.1-85.
Масла групп А и Б2
Масла групп А и Б2 предназначены для дизелей старых моделей, работающих на топливах с небольшим содержанием серы. Спрос на масла этих групп сохраняется в большинстве случаев в силу традиции и невысокой цены. За редкими исключениями масла групп А и Б2 могут быть заменены более эффективными маслами группы В2 того же класса вязкости.
Масло МС-20П (ТУ 38.101265-88) получают добавлением многофункциональной присадки к маслу МС-20. Применяют для смазывания судовых, тепловозных и стационарных дизелей типа 12ЧН 18/20, эксплуатируемых на малосернистом топливе.
Масло М-16ПЦ (ГОСТ 6360-83) вырабатывают из сернистых нефтей. Содержит многофункциональную и депрессорную присадки. Применяют для смазывания двигателей типов В-2, Д-6 при работе на малосернистом топливе.
Масло М-14Б (ТУ 38.101264-72) вырабатывают из малосернистых и сернистых нефтей компаундированием дистиллятного и остаточного компонентов с многофункциональной присадкой ВНИИНП-360 и противопенной присадкой ПМС-200А. Применяют в двух- и четырехтактных тепловозных дизелях типов 2Д100, Д-50 и аналогичных им по уровню форсирования маневровых и промышленных тепловозах.
Масло МТЗ-10П (ГОСТ 25770-83) готовят на основе маловязкого дистиллятного компонента с нормированным фракционным составом путем загущения полимерной вязкостной присадкой и добавления композиции присадок. Применяют преимущественно для зимней эксплуатации транспортных дизелей невысокой степени форсирования.
Масло МТ-16П (ГОСТ 6360-83) вырабатывают из малосернистых нефтей компаундированием смеси остаточного и дистиллятного компонентов с композицией моющей, антиокислительной, депрессорной и противопенной присадок. С использованием новой, более эффективной композиции присадок уровень эксплуатационных свойств масла МТ-16П превышает требования к маслам группы Б2. Применяют для смазывания транспортных дизелей типа В-2 и аналогичных по уровню форсирования безнаддувных двигателей.
Характеристики масел групп А и Б2 |
Показатели |
МС-20П |
М-14Б |
МТЗ-10П |
М-16ПЦ |
МТ-16П |
Вязкость кинематическая, мм²/с, при температуре: |
100 °С |
20 |
14 +0,5 |
9,5 - 10,5 |
15,5 - 16,5 |
15,5 - 16,5 |
40 °С |
- |
- |
50 |
- |
- |
-30 °С |
- |
- |
15000 |
- |
- |
Индекс вязкости, не менее |
80 |
85 |
125 |
85 |
85 |
Коксуемость масла без присадки, %, не более |
0,3 |
0,4 |
- |
- |
- |
Кислотное число масла без присадки, мг КОН/г, не более |
0,05 |
0,05 |
- |
- |
- |
Щелочное число, мг КОН/г, не менее |
0,9 |
- |
3,5 |
0,9 |
4,0 |
Зольность масла, % (мас. доля): |
Без присадки, не более |
0,008 |
0,005 |
- |
- |
- |
с присадкой |
0,24 |
1,0 |
m1,15* |
0,25 - 0,55 |
0,6 - 1,0 |
Массовая доля механических примесей, %, не более: |
Без присадки |
Отсутствие |
- |
- |
- |
с присадкой |
0,01 |
0,015 |
0,025 |
0,015 |
0,015 |
Температура, °С: |
Вспышки в открытом тигле, не ниже |
225 (закрытый тигель) |
200 |
165 |
230 |
210 |
Застывания, не выше |
-18 |
-15 |
-43 |
-25 |
-25 |
Коррозионность на пластинках из свинца, г/м², не более |
10,0 |
8,0 |
5,0 |
6,0 |
5,0** |
Плотность при 20 °С, кг/м³, не более |
900 |
910 |
900 |
905 |
905 |
Цвет с разбавлением 15:85, ед. ЦНТ, не более |
- |
7,0 |
4,0 |
7,0 |
7,0 |
Массовая доля активных элементов, %, не менее: |
Кальция |
0,08*** |
- |
0,2 |
- |
- |
Бария |
0,14 |
- |
- |
- |
- |
Моющие свойства по ПЗВ, баллы, не более |
- |
- |
- |
1,0 |
1,0 |
Степень чистоты, мг/100 г масла, не более |
- |
- |
- |
400 |
600 |
Трибологические характеристики при температуре 20+5 °С: показатель износа при постоянной нагрузке 196 Н, мм, не более |
- |
- |
- |
0,45 |
0,45 |
Массовая доля серы в масле без присадки, %, не более |
- |
1,1 |
- |
- |
- |
* Зольность сульфатная по ГОСТ 12417-94.
** Коррозионность по ГОСТ 20502-75, метод А, вар.II.
*** Кальций нормируется, барий не определяется при производстве масла МС-20П с присадкой ВНИИ НП-714 или ее импортными аналогами. |
Примечания.
1. Для всех масел массовая доля воды, %, не более - следы.
2. Для масла МС-20П нормируется содержание селективных растворителей в масле без присадки - отсутствие; для масла М-14Б содержание водорасворимых кислот и щелочей - реакция щелочная, содержание фенола в масле без присадки - отсутствие.
Масла группы В2
Масла группы В2 вырабатывают из малосернистых и сернистых нефтей. Они содержат композиции присадок, придающие маслам эксплуатационные свойства, обеспечивающие надежное смазывание безнаддувных автотракторных дизелей старых моделей, а также судовых, тепловозных, стационарных и транспортных дизелей среднего уровня форсирования при работе на дистиллятных дизельных топливах с содержанием серы до 0,5 % (мас. доля).
Масла М-8В2 (ТУ 38.401-58-37-92) и М-10В2 (ГОСТ 8581-78) готовят на основе смесей дистиллятного и остаточного компонентов, выработанных из сернистых нефтей. Применяют для смазывания автотракторных дизелей СМД-14, А-41, Д-50, Д-37М и других зимой (М-8В2) и летом (М-10В2).
Масло М-10В2С (ГОСТ 12337-84) производят преимущественно из малосернистых нефтей путем компаундирования дистиллятного и остаточного компонентов с композицией присадок. Применяют для смазывания главных и вспомогательных дизелей морских и речных судов, дизель-генераторов, а также в циркуляционных системах двухтактных крейцкопфных судовых дизелей. Может быть использовано в автотракторных дизелях наравне с летним маслом М-10В2.
Масло М-14В2 (ГОСТ 12337-84) получают смешением дистиллятного и остаточного компонентов, выработанных из сернистых или малосернистых нефтей, с композицией присадок. Используют для смазывания двух- и четырехтактных тепловозных и судовых дизелей тронкового типа при их эксплуатации на дистиллятных дизельных топливах с содержанием серы до 0,5 % (мас. доля), а также двигателей карьерных автосамосвалов.
Масло М-20В2Ф (ГОСТ 12337-84) состоит из остаточного базового масла, получаемого из сернистых нефтей, и специальной композиции присадок без дитиофосфатов цинка. Применяют для смазывания судовых дизелей типов 12ЧН 18/20 и ЧН 16/17, имеющих повышенную степень форсирования или эксплуатируемых с увеличенными сроками замены масла.
Масла М-14В2з и М-20В2 (ГОСТ 23497-79) вырабатывают с использованием соответственно средневязкого компаундированного и остаточного компонентов. К этим базовым маслам, получаемым из сернистых нефтей, добавлены композиции присадок, выбранные с учетом условий применения масел для смазывания дизелей буровых установок зимой и летом. Масло М-14В2з (зимнее) загущено вязкостной присадкой, но не является всесезонным.
Масло М-16В2 (ТУ 38.101235-74) состоит из смеси остаточного и дистиллятного компонентов, получаемых из малосернистых нефтей, и композиции присадок. Предназначено для смазывания главных двигателей речных судов.
Масло М-16ИХП-З (ГОСТ 25770-83) производят из смеси остаточного и дистиллятного компонентов, вырабатываемых из сернистых нефтей. Содержит специфическую композицию присадок. Применяют для смазывания форсированных транспортных дизелей, включая и двигатели с наддувом.
Характеристики масел группы В2
|
Показатели |
М-8В2 |
М-10В2 |
М-10В2С |
М-14В2 |
М-20В2Ф |
М-16В2 |
М14В2з |
М-20В2 |
М-16ИХП-З |
Вязкость кинематическая, мм²/с, при температуре: |
100 °С |
8+0,5 |
11+0,5 |
11-12 |
13,5-14,5 |
19-22 |
16+1 |
13-15 |
18-22 |
15,5-16,5 |
40 °С, не менее |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
160 |
0 °С, не более |
1200 |
- |
- |
- |
- |
- |
3000 |
- |
- |
Индекс вязкости, не менее |
85 |
85 |
83 |
85 |
90 |
85 |
100 |
90 |
90 |
Щелочное число, мг КОН/г,не менее |
3,5 |
3,5 |
4,0 |
4,8 |
2,8 |
3,5 |
6,0 |
3,5 |
4,0** |
Зольность сульфатная, % (мас. доля),не более |
1,3 |
1,3 |
1,0 |
1,2 |
0,65 |
0,6* |
1,3 |
1,3 |
1,25** |
Массовая доля механическихпримесей, %, не более |
0,015 |
0,015 |
0,01 |
0,02 |
0,01 |
0,025 |
0,015 |
0,015 |
0,013 |
Температура, °С: |
вспышки в открытом тигле, не ниже |
200 |
205 |
210 |
210 |
230 |
200 |
220 |
235 |
225 |
застывания, не выше |
-25 |
-15 |
-15 |
-12 |
-15 |
-15 |
-30 |
-15 |
-25 |
Коррозионность на пластинках из свинца, г/м², не более |
10,0 |
10,0 |
Отсутствие |
10,0 |
5,0 |
Отсутствие |
9,0 |
Моющие свойства по ПЗВ, баллы, не более |
1,0 |
1,0 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
0,5 |
Плотность при 20 °С, кг/м³, не более |
905 |
905 |
900 |
910 |
905 |
- |
905 |
910 |
905 |
Термоокислительнаястабильность при 250 °С, мин, не менее |
50 |
80 |
- |
- |
- |
60 |
55 |
80 |
100 |
Стабильность по индукционному периоду осадкообразования (ИПО), выдерживает, ч |
30 |
30 |
40 |
50 |
50 |
- |
- |
- |
45 |
Цвет, ед. ЦНТ, не более: |
с разбавлением 15:85 |
4,5 |
4,5 |
3,5 |
4,0 |
3,5 |
- |
- |
- |
6,0 |
без разбавления |
- |
- |
- |
- |
- |
6,0 |
7,5 |
7,5 |
- |
Трибологические характеристики при температуре 20+5 °С: |
индекс задира, кгс |
- |
- |
- |
37 |
36 |
- |
- |
- |
34 |
критическая нагрузка, Н, не менее |
- |
- |
- |
784 |
823 |
- |
- |
- |
- |
показатель износа при постоянной нагрузке 196 Н, мм, не более |
- |
- |
- |
0,4 |
0,32 |
- |
- |
- |
- |
Массовая доля активных элементов, %, не менее: |
Кальция |
0,08 |
0,08 |
0,19 |
0,15*** |
0,08 |
- |
0,16 |
0,08 |
- |
бария |
0,18 |
0,18 |
- |
0,13*** |
0,07 |
- |
- |
0,25 |
0,6 |
цинка |
0,05 |
0,05 |
0,05 |
0,045 |
- |
- |
0,09 |
0,05 |
- |
Фосфора |
0,05 |
0,05 |
0,05 |
0,04 |
0,03 |
- |
- |
- |
- |
Степень чистоты, мг/100 г масла, не более |
500 |
500 |
- |
600 |
400 |
- |
- |
200 |
320 |
Моющий потенциал, %, не менее |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
35Ф |
- |
80Ф |
* Зольность оксидная по ГОСТ 1461-75
** С новой композицией присадок щелочное число не менее 3,8 мг КОН/г и зольность не более 1,4 % (мас. доля).
*** При производстве масла М-14В2 с присадкой ВНИИ НП-714 или ее импортными аналогами массовая доля кальция не менее 0,23%, а массовая доля бария не нормируется и не определяется.
Примечание.
Для всех масел массовая доля воды, %, не более - следы.
Масла группы Г2
Масла группы Д2 вырабатывают на основе базовых компонентов, получаемых из сернистых нефтей, или с применением синтетических компонентов. В составах масел группы Д2 эффективные присадки используют в высоких концентрациях для достижения уровня эксплуатационных свойств, обеспечивающего длительную работоспособность наиболее форсированных двигателей в особо тяжелых эксплуатационных условиях, в частности при применении топлив с повышенным содержанием серы.
Масла М-8ДМ и М-10ДМ (ГОСТ 8581-78) состоят из смесей дистиллятного и остаточного компонентов, вырабатываемых из сернистых нефтей, и новой композиции присадок, улучшающей антикоррозионные и противоизносные свойства масел марки ДМ. Предназначены соответственно для зимней и летней эксплуатации высокофорсированных дизелей с турбонаддувом, работающих в тяжелых условиях. Могут использоваться в дизелях без наддува со значительно увеличенным пробегом между заменами масла. Обеспечивают надежное смазывание отечественной и импортной техники (карьерные большегрузные самосвалы, промышленные тракторы большой мощности с двигателями водяного или воздушного охлаждения, экскаваторы, бульдозеры, автопогрузчики, трубоукладчики).
Масло М-14ДМ (ТУ 38.401-58-22-91) отличается от масла М-10ДМ большей вязкостью базового масла, но имеет то же назначение. Предпочтительно применение в местностях с жарким продолжительным летом, а также в двигателях, для смазывания которых необходимо масло класса вязкости 14 (SАЕ 40).
Масло М-6З/14ДМ (ТУ 38.401-938-92) состоит из маловязкого базового масла, выработанного из сернистых нефтей и загущенного вязкостной присадкой, и композиции присадок. Это всесезонное масло может применяться круглый год в дизелях с наддувом, эксплуатируемых в тяжелых условиях, вместо двух сезонных масел М-8ДМ и М-10ДМ.
Масло МТ-5З/10Д (ТУ 38.401-58-40-92) готовят путем загущения маловязкого базового масла из сернистых нефтей полимерной вязкостной присадкой и добавления композиции присадок, придающей готовому продукту свойства высокоэффективного дизельного масла, трансмиссионного масла группы ТМ-4 (GL-4 по АРI) и гидравлической жидкости для гидросистем промышленных тракторов и сельскохозяйственных машин. Применяют всесезонно в регионах с умеренными климатическими условиями как единое моторно-трансмиссионно-гидравлическое масло, обеспечивающее надежное смазывание дизелей с наддувом, включая двигатели воздушного охлаждения, агрегатов тракторных трансмиссий и гидросистем, управляющих рабочими органами машин. Аналогично импортным маслам, называемым STOU (Super Tractor Oil Universal).
Масло МТ-4З/8ДС (ТУ 38.401-58-54-92) готовят на основе синтетических базовых компонентов и специальной композиции присадок. Используют как всесезонное единое масло для двигателей, агрегатов трансмиссий и гидросистем промышленных тракторов в климатических условиях Севера. Применяют во всех объектах техники, смазываемых маслом МТ-5З/10Д при умеренных климатических условиях.
Масло М-14ДР (ТУ 38.401-1063-97) состоит из смеси дистиллятного и остаточного компонентов, вырабатываемых из сернистых нефтей, и композиции присадок, придающих маслу повышенную стойкость к старению. Предназначено для смазывания тепловозных дизелей типа ЧН 26/26 при работе на топливе с содержанием серы до 0,5 %. Обеспечивает значительное увеличение пробега без замены масла и увеличение срока службы элементов фильтров тонкой очистки по сравнению с маслами М-14Г2 и М-14Г2ЦС. Аналогично импортным маслам четвертого поколения.
Масло М-16ДР (ГОСТ 12337-84) отличается от масла М-14ДР только несколько большей вязкостью основы. Предназначено для смазывания судовых двух- и четырехтактных дизелей тронкового типа ДН 23/30, ЧН 26/26 и ЧН 30/38 при работе на топливе с массовой долей серы до 0,5 %. Обладает повышенной стойкостью к старению.
Масла М-10ДЦЛ20, М-14ДЦЛ20 и М-14ДЦЛ30 (ГОСТ 12337-84) состоят из смесей дистиллятного и остаточного компонентов, вырабатываемых из сернистых нефтей, и композиций присадок в различной дозировке для получения готового масла с щелочными числами около 20 или 30 мг КОН/г. Предназначены для смазывания среднеоборотных тронковых судовых дизелей с циркуляционной или комбинированной смазочной системой. Масла М-10ДЦЛ20 и М-14ДЦЛ20 используют при работе на тяжелых топливах с массовой долей серы до 2,5-3,0 %, масло М-14ДЦЛ30 - при большем содержании серы. Обладают хорошей влагостойкостью и малой эмульгируемостью с водой, легко отделяют воду при сепарации. Допущены к применению зарубежными дизелестроительными фирмами.
Характеристики масел группы Г2 для автотракторных и транспортных дизелей |
Показатели |
М-8Г2 |
М-10Г2 |
М-8Г2к |
М-10Г2к |
М-14Г2к |
М-8Г2У |
М-10Г2У |
Вязкость кинематическая, мм²/с, при температуре: |
100 °С |
8,0+0,5 |
11,0+0,5 |
8,0+0,5 |
11,0+0,5 |
14,0-15,0 |
8,0-9,0 |
11,0-12,0 |
0 °С, не более |
1200 |
- |
1200 |
- |
- |
- |
- |
-12 °С, не более |
- |
- |
- |
- |
- |
4000 |
- |
Индекс вязкости, не менее |
85 |
85 |
95 |
95 |
90 |
95 |
90 |
Температура, °С: |
Вспышки в открытом тигле, не ниже |
200 |
205 |
210 |
220 |
215 |
210 |
225 |
Застывания, не выше |
-25 |
-15 |
-30 |
-18 |
-25 |
-30 |
-15 |
Коррозионность на пластинках из свинца, г/м², не более |
20 |
20 |
Отсутствует |
Моющие свойства по ПЗВ, баллы, не более |
1,0 |
1,0 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
- |
- |
Термоокислительная стабильность при 250 °С, мин, не менее |
60 |
90 |
65 |
65 |
- |
- |
- |
Щелочное число, мг КОН/г, не менее |
6,0 |
6,0 |
6,0 |
6,0 |
6,0 |
7,5 |
7,5 |
Зольность сульфатная, % (мас. доля), не более |
1,65 |
1,65 |
1,15 |
1,15 |
1,15 |
1,35 |
1,35 |
Стабильность по индукционному периоду осадкообразования (ИПО), выдерживает, ч |
35 |
40 |
35 |
50 |
50 |
45 |
55 |
Цвет с разбавлением 15:85, ед. ЦНТ, не более |
4,5 |
5,0 |
3,0 |
3,0 |
4,0 |
4,0 |
4,0 |
Плотность при 20 °С, кг/м³, не более |
905 |
905 |
905 |
900 |
910 |
905 |
905 |
Массовая доля активных элементов, %, не менее: |
Кальция |
0,15 |
0,15 |
0,19 |
0,19 |
0,19 |
0,3 |
0,3 |
Бария |
0,45 |
0,45 |
- |
- |
- |
- |
- |
Цинка |
0,06 |
0,06 |
0,05 |
0,05 |
0,05 |
0,1 |
0,1 |
Фосфора |
0,06 |
0,06 |
0,05 |
0,05 |
0,05 |
0,05 |
0,05 |
Степень чистоты, мг/100 г, не более |
500 |
500 |
450 |
500 |
- |
- |
- |
Примечание.
Для всех масел массовая доля, %, не более: механических примесей - 0,015; воды - следы.
Характеристики масел группы Г2 для судовых, тепловозных и стационарных дизелей |
Показатели |
М-10Г2ЦС |
М-14Г2ЦС |
М-16Г2ЦС |
М-14Г2 |
М-20Г2 |
Вязкость кинематическая при 100°С, мм²/с |
10,0 - 11,0 |
13,5 - 15,0 |
15,5 - 17,0 |
13,5 - 14,5 |
20 |
Индекс вязкости, не менее |
92 |
92 |
92 |
90 |
85 |
Щелочное число, мг КОН/г, не менее |
9,0 |
9,0 |
9,0 |
7,0 |
9,0 |
Зольность сульфатная, % (мас. доля), не более |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,3 |
1,9 |
Массовая доля механических примесей, %, не более |
0,01 |
0,01 |
0,01 |
0,01 |
0,02 |
Температура, °С: |
вспышки в открытом тигле, не ниже |
210 |
215 |
210 |
220 |
235 |
застывания, не выше |
-10 |
-10 |
-10 |
-12 |
-15 |
Степень чистоты, мг/100 г, не более |
600 |
600 |
600 |
600 |
400 |
Трибологические характеристики при температуре 20+5 °С: |
индекс задира, кгс |
34 |
34 |
34 |
34 |
37 |
критическая нагрузка, Н, не менее |
823 |
823 |
823 |
823 |
823 |
показатель износа при постояной нагрузке 196 Н, мм, не более |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
0,45 |
0,35 |
Цвет с разбавлением 15:85, ед. ЦНТ, не более |
4,0 |
4,0 |
4,0 |
4,0 |
6,5 |
Плотность при 20°С, кг/м³, не более |
910 |
910 |
910 |
905 |
907 |
Массовая доля активных элементов, %, не менее: |
кальция |
0,28 |
0,28 |
0,28 |
0,23 |
0,36 |
цинка |
0,045 |
0,045 |
0,045 |
0,045 |
0,05 |
фосфора |
0,04 |
0,04 |
0,04 |
0,04 |
0,05 |
Вымываемость присадок водой: |
снижение щелочного числа, %, не более |
10 |
10 |
10 |
- |
- |
снижение зольности, %, не более |
10 |
10 |
10 |
- |
- |
эмульгируемость с водой, см³, не более |
0,3 |
0,5 |
0,5 |
- |
- |
Примечание.
Для всех масел: массовая доля воды - следы; коррозионность на пластинках из свинца - отсутствие; стабильность по индукционному периоду осадкообразования в течение 50 ч - выдерживает.
Масла группы Д2
Масла группы Д2 вырабатывают на основе базовых компонентов, получаемых из сернистых нефтей, или с применением синтетических компонентов. В составах масел группы Д2 эффективные присадки используют в высоких концентрациях для достижения уровня эксплуатационных свойств, обеспечивающего длительную работоспособность наиболее форсированных двигателей в особо тяжелых эксплуатационных условиях, в частности при применении топлив с повышенным содержанием серы.
Масла М-8ДМ и М-10ДМ (ГОСТ 8581-78) состоят из смесей дистиллятного и остаточного компонентов, вырабатываемых из сернистых нефтей, и новой композиции присадок, улучшающей антикоррозионные и противоизносные свойства масел марки ДМ. Предназначены соответственно для зимней и летней эксплуатации высокофорсированных дизелей с турбонаддувом, работающих в тяжелых условиях. Могут использоваться в дизелях без наддува со значительно увеличенным пробегом между заменами масла. Обеспечивают надежное смазывание отечественной и импортной техники (карьерные большегрузные самосвалы, промышленные тракторы большой мощности с двигателями водяного или воздушного охлаждения, экскаваторы, бульдозеры, автопогрузчики, трубоукладчики).
Масло М-14ДМ (ТУ 38.401-58-22-91) отличается от масла М-10ДМ большей вязкостью базового масла, но имеет то же назначение. Предпочтительно применение в местностях с жарким продолжительным летом, а также в двигателях, для смазывания которых необходимо масло класса вязкости 14 (SАЕ 40).
Масло М-6З/14ДМ (ТУ 38.401-938-92) состоит из маловязкого базового масла, выработанного из сернистых нефтей и загущенного вязкостной присадкой, и композиции присадок. Это всесезонное масло может применяться круглый год в дизелях с наддувом, эксплуатируемых в тяжелых условиях, вместо двух сезонных масел М-8ДМ и М-10ДМ.
Масло МТ-5З/10Д (ТУ 38.401-58-40-92) готовят путем загущения маловязкого базового масла из сернистых нефтей полимерной вязкостной присадкой и добавления композиции присадок, придающей готовому продукту свойства высокоэффективного дизельного масла, трансмиссионного масла группы ТМ-4 (GL-4 по АРI) и гидравлической жидкости для гидросистем промышленных тракторов и сельскохозяйственных машин. Применяют всесезонно в регионах с умеренными климатическими условиями как единое моторно-трансмиссионно-гидравлическое масло, обеспечивающее надежное смазывание дизелей с наддувом, включая двигатели воздушного охлаждения, агрегатов тракторных трансмиссий и гидросистем, управляющих рабочими органами машин. Аналогично импортным маслам, называемым STOU (Super Tractor Oil Universal).
Масло МТ-4З/8ДС (ТУ 38.401-58-54-92) готовят на основе синтетических базовых компонентов и специальной композиции присадок. Используют как всесезонное единое масло для двигателей, агрегатов трансмиссий и гидросистем промышленных тракторов в климатических условиях Севера. Применяют во всех объектах техники, смазываемых маслом МТ-5З/10Д при умеренных климатических условиях.
Масло М-14ДР (ТУ 38.401-1063-97) состоит из смеси дистиллятного и остаточного компонентов, вырабатываемых из сернистых нефтей, и композиции присадок, придающих маслу повышенную стойкость к старению. Предназначено для смазывания тепловозных дизелей типа ЧН 26/26 при работе на топливе с содержанием серы до 0,5 %. Обеспечивает значительное увеличение пробега без замены масла и увеличение срока службы элементов фильтров тонкой очистки по сравнению с маслами М-14Г2 и М-14Г2ЦС. Аналогично импортным маслам четвертого поколения.
Масло М-16ДР (ГОСТ 12337-84) отличается от масла М-14ДР только несколько большей вязкостью основы. Предназначено для смазывания судовых двух- и четырехтактных дизелей тронкового типа ДН 23/30, ЧН 26/26 и ЧН 30/38 при работе на топливе с массовой долей серы до 0,5 %. Обладает повышенной стойкостью к старению.
Масла М-10ДЦЛ20, М-14ДЦЛ20M и М-14ДЦЛ30 (ГОСТ 12337-84) состоят из смесей дистиллятного и остаточного компонентов, вырабатываемых из сернистых нефтей, и композиций присадок в различной дозировке для получения готового масла с щелочными числами около 20 или 30 мг КОН/г. Предназначены для смазывания среднеоборотных тронковых судовых дизелей с циркуляционной или комбинированной смазочной системой. Масла М-10ДЦЛ20 и М-14ДЦЛ20 используют при работе на тяжелых топливах с массовой долей серы до 2,5-3,0 %, масло М-14ДЦЛ30 - при большем содержании серы. Обладают хорошей влагостойкостью и малой эмульгируемостью с водой, легко отделяют воду при сепарации. Допущены к применению зарубежными дизелестроительными фирмами.
Характеристики масел группы Д2 для автотракторных дизелей |
Показатели |
М-8ДМ |
М-10ДМ |
М-14ДМ |
М-6З/14ДМ |
МТ-4З/8ДС |
МТ-5З/10Д |
Вязкость кинематическая, мм²/с, при температуре: |
100 °С |
8,0 - 8,5 |
11,4 |
14,0 - 15,0 |
14,0 - 15,5 |
7,5 - 8,5 |
9,5 - 11,5 |
-12 °С, не более |
4000 |
- |
- |
- |
- |
- |
-18 °С, не более |
- |
- |
- |
10400 |
2600 |
6000 |
Вязкость динамическая, Па·с, не более, при температуре: |
-25 °С |
- |
- |
- |
40 |
- |
- |
-40 °С |
- |
- |
- |
- |
22 |
- |
Индекс вязкости, не менее |
102 |
90 |
90 |
120 |
- |
115 |
Массовая доля, %, не более: |
механических примесей |
0,02 |
0,025 |
0,02 |
0,02 |
0,02 |
0,015 |
воды |
Следы |
Температура, °С: |
вспышки в открытом тигле, не ниже |
195 |
220 |
230 |
210 |
200 |
200 |
застывания, не выше |
-30 |
-18 |
-15 |
-30 |
-55 |
-40 |
Коррозионность на пластинках из свинца, г/м±, не более |
Отсутствие |
10 |
10 |
Моющие свойства по ПЗВ, баллы, не более |
0,5 |
- |
- |
- |
- |
- |
Щелочное число, мг КОН/г, не менее |
8,5 |
8,2 |
8,0 |
9,0 |
7,0 |
9,0 |
Зольность сульфатная, %, не более |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,6 |
1,65 |
1,65 |
Стабильность по индукционному периоду осадкообразования (ИПО), выдерживает, ч |
35 |
60 |
60 |
35 |
25 |
25 |
Цвет с разбавлением 15:85, ед. ЦНТ, не более |
3,5 |
3,5 |
- |
- |
2,5 |
- |
Плотность при 20 °С, кг/м³, не более |
897 |
905 |
- |
- |
- |
- |
Массовая доля активных элементов, %, не менее: |
кальция |
- |
0,15 |
0,35 |
0,35 |
0,3 |
- |
цинка |
- |
0,04 |
0,07 |
0,09 |
0,1 |
- |
фосфора |
- |
- |
- |
0,08 |
0,06 |
- |
Трибологические характеристики при температуре 20+5 °С: |
индекс задира, не менее |
- |
- |
- |
- |
30 |
35 |
критическая нагрузка, Н, не менее |
- |
- |
- |
- |
784 |
872 |
нагрузка сваривания, Н, не менее |
- |
- |
- |
- |
1646 |
2195 |
Показатель износа, мм, не более, при постоянной нагрузке: |
196 Н |
- |
- |
- |
- |
0,35 |
0,35 |
392 Н |
- |
- |
- |
- |
0,40 |
- |
Характеристики масел группы Д2 для судовых, тепловозных и стационарных дизелей |
Показатели |
М-10ДЦЛ20 |
М-14ДЦЛ20 |
М-14ДЦЛ30 |
М-14ДР |
М-16ДР |
Вязкость кинематическая при 100 °С, мм²/с |
10,0-11,0 |
13,5-15,0 |
13,5-15,0 |
13,5-14,5 |
15,5-16,5 |
Индекс вязкости, не менее |
92 |
92 |
92 |
90 |
90 |
Щелочное число, мг КОН/г, не менее |
18 |
18 |
27 |
10 |
10 |
Зольность сульфатная, %, не более |
3,0 |
3,0 |
4,6 |
1,85 |
1,85 |
Массовая доля механических примесей, %, не более |
0,03 |
0,03 |
0,05 |
0,02 |
0,02 |
Температура вспышки в открытом тигле, °С, не ниже |
215 |
220 |
210 |
215 |
225 |
Степень чистоты, мг/100 г, не более |
600 |
600 |
- |
300 |
300 |
Трибологические характеристики при температуре 20+5 °С: |
индекс задира, кгс, не менее |
34 |
34 |
- |
40 |
40 |
критическая нагрузка, Н, не менее |
823 |
823 |
- |
- |
- |
показатель износа при постоянной нагрузке 196 Н, мм, не более |
0,5 |
0,5 |
- |
0,45 |
0,45 |
Цвет с разбавлением 15:85, ед. ЦНТ, не более |
4,5 |
5,0 |
- |
4,0 |
4,0 |
Плотность при 20 °С, кг/м³, не более |
910 |
910 |
- |
910 |
910 |
Массовая доля активных элементов, %, не менее: |
кальция |
0,65 |
0,65 |
1,0 |
0,4 |
0,4 |
цинка |
0,045 |
0,045 |
0,045 |
0,09 |
0,09 |
фосфора |
0,04 |
0,04 |
0,04 |
0,08 |
0,08 |
Вымываемость присадок водой: |
снижение щелочного числа, %, не более |
15 |
15 |
15 |
12 |
12 |
снижение зольности, %, не более |
18 |
18 |
18 |
10 |
10 |
Эмульгируемость с водой, см³, не более |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
0,3 |
0,3 |
Примечание.
Для всех масел: массовая доля воды - следы; температура застывания - не выше -10 °С; коррозионность на пластинках из свинца - отсутствие; стабильность по индукционному периоду осадкообразования в течение 50 ч - выдерживает.
Цилиндровые масла для крейцкопфных дизелей
Цилиндровые масла получают на основе вязких базовых масел. Свойства цилиндровых масел специфичны. Ими смазывают только детали цилиндро-поршневой группы. Каждая порция масла, поданная к поверхностям трения лубрикатором, работает очень короткое время и полностью расходуется. Масла отличаются высокой нейтрализующей способностью, прочностью масляной пленки при высокой температуре, хорошей растекаемостью на горячих металлических поверхностях, высокими противоизносными свойствами.
Масла М-16Е30 и М-20Е70 (ГОСТ 12337-84) состоят соответственно из базового масла М-16 компаундированного и М-20 остаточного и композиций присадок различного состава. Масло М-16Е30 используют для смазывания цилиндров главных судовых дизелей невысокой степени форсирования при работе на дистиллятных или тяжелых топливах с массовой долей серы до 2,0 %. Те же двигатели высокой степени форсирования при работе преимущественно на высокосернистых тяжелых топливах смазывают маслом М-20Е70.
Здесь приведена маркировка цилиндровых масел по прежней классификации, относившей их к группе Е. При очередном внесении изменений в ГОСТ 12337-84 масла М-16Е30 и М-20Е70 получат новое обозначение, так как согласно ГОСТ 17479.1-85 масла группы Е будут иметь другую область применения.
Характеристики судовых цилиндровых масел |
Показатели |
М-16Е30 |
М-20Е70 |
Вязкость кинематическая при 100 °С, мм²/с |
15-17 |
20-23 |
Индекс вязкости, не менее |
90 |
90 |
Щелочное число, мг КОН/г, не менее |
30 |
70 |
Зольность сульфатная, %, не более |
5,0 |
10,5 |
Массовая доля, %, не более: |
механических примесей |
0,03 |
0,03 |
воды |
0,06 |
0,1 |
Температура, °С: |
вспышки в открытом тигле, не ниже |
205 |
200 |
застывания, не выше |
-12 |
-12 |
Коррозионность на пластинках из свинца, г/м², не более |
Отсутствует |
Стабильность по индукционному периоду осадкообразования (ИПО) в течение 50 ч |
Выдерживает |
Трибологические характеристики при температуре 20+5 °С: |
индекс задира, кгс, не менее |
40 |
40 |
критическая нагрузка, Н, не менее |
872 |
980 |
показатель износа при постоянной нагрузке 196 Н, мм, не более |
0,3 |
0,3 |
Массовая доля кальция, %, не менее |
1,7 |
2,8 |
Коксуемость, баллы, не более |
3,0 |
3,0 |
Вымываемость присадок водой: |
снижение щелочного числа, %, не более |
- |
15 |
снижение зольности, %, не более |
- |
10 |
Эмульгируемость с водой, см³, не более |
- |
0,3 |
|